Какие бывают виды мошенничества

Вот самые распространённые сценарии обмана с помощью звонков и СМС.

Родственник попал в беду. Взволнованный голос по телефону сообщает, что ваш близкий человек стал виновником аварии или совершил серьёзное правонарушение. Чтобы помочь ему избежать наказания, требуют как можно скорее заплатить. 

Часто испуганный человек действует на эмоциях и сразу переводит деньги, чтобы «выручить» члена семьи. Позже выясняется, что трагического инцидента не было, а деньги достались мошенникам. Такой вид обмана сильно действует на пожилых людей. Их легко напугать и заставить заплатить за спасение внука или сына. На такой обман легко попасться: мошенники с помощью нейросетей подделывают голос, и не возникает сомнений, что именно близкий человек попал в беду. 

Звонок «из банка». Собеседник представляется сотрудником банка и официальным тоном сообщает, что с вашей карты прямо сейчас пытаются снять деньги. Чтобы предотвратить операцию, он требует подтвердить вашу личность и назвать данные карты: номер, срок действия, CVV-код и код из СМС. Но делать этого нельзя, иначе мошенники спишут с неё все деньги. 

Перевод на «надёжный счёт». Схема такая же, как и при звонке «из банка». Звонящий представляется сотрудником государственных органов и сообщает, что выслеживает преступников, которые намерены похитить деньги с вашего счёта. Чтобы сохранить накопления, он настойчиво предлагает перевести их на другой, «надёжный» счёт, обещая, что вы сможете их забрать после следственных действий. Для этого собеседник также потребует все данные вашей карты или пароли от личного кабинета. Разумеется, сообщать их нельзя.

Ошибочный перевод. Вы получаете сообщение о зачислении денег на ваш счёт, следом раздаётся звонок. Человек сообщает, что случайно скинул деньги не туда, и просит их вернуть. Вы возвращаете, а оказывается — переводите свои.

Подвох в том, что мошенники отправляют сообщение о зачислении денег с поддельного номера, надеясь, что вы не будете проверять баланс банковского счёта. Часто это срабатывает: человек чувствует неловкость и просто переводит запрошенную сумму обратно.

СМС с одобрением кредита или требованием подтвердить данные. Мошенники рассылают от имени банка сообщения о том, что вам одобрили кредит, улучшили его условия, увеличили сумму займа или что вам необходимо обновить личные данные, перейдя по ссылке из СМС. Ссылка приводит на поддельный сайт банка. Если ввести там номер карты и CVV-код, мошенники спишут с неё все деньги.

Нуршод Бахромов
Главный специалист по рискам TBC Bank
Как не стать невольным сообщником преступников

Когда мошенники получают данные карты, они могут привязать её к платёжным приложениям, а потом использовать как транзитную для перевода денег. В этом случае вы невольно окажетесь их сообщником, так как украденные или полученные мошенническим путём деньги будут поступать на вашу карту и выводиться с неё. Если вы уже сообщили кому-то данные или есть малейшее подозрение, что они раскрыты, немедленно звоните в банк и блокируйте карту.

Ссылка на оплату на Olx и других площадках. Вы продаёте товар на olx.uz, и вам пишет человек, который представляется покупателем. Он говорит, что оплатил покупку онлайн и отправляет ссылку для подтверждения платежа. Или просит отправить товар через популярную службу доставки и высылает ссылку для регистрации. Ссылка ведёт на сайт-дублёр, где вам предложат зарегистрироваться, ввести все данные карты и одноразовый пароль из СМС. Если вы это сделаете, мошенники получат доступ к вашим деньгам.

Часто лжепокупатели пишут в мессенджерах, например телеграме или вотсапе. Если вы получили похожее сообщение — скорее всего, это мошенник.

Как распознать мошенника по телефону

В разговоре мошенники используют одинаковые психологические приёмы. Вот несколько признаков, которые выдают преступника.

Не дают времени подумать. Мошеннику важно застать вас врасплох. Поэтому он быстро говорит, часто употребляет слова «срочно», «немедленно», «сейчас», «иначе вы всё потеряете». Когда человек в панике, его легче убедить перевести деньги или сказать код из СМС, чтобы, например, отменить вымышленную заявку на кредит.

Угрожают. Если преступник представляется работником госорганов, он будет настаивать на «сотрудничестве» и грозить тюрьмой или большим штрафом, если вы откажетесь. Он запретит рассказывать о ситуации родственникам или друзьям, называя это разглашением секретной информации. 

Внушают, что банк — против вас. У банка есть технологии, которые помогают отследить подозрительные операции и запретить их. Обычно в таких случаях сотрудники банка перезванивают клиенту и уточняют, не снимает ли он деньги под воздействием мошенников. Например, так делают в TBC Uzbekistan, чтобы убедиться, что клиент принимает самостоятельное решение без давления со стороны. 

Но мошенники будут убеждать, что «банк заодно с преступниками», и требовать, чтобы вы ответили сотруднику банка, что ни с кем не говорили и приняли решение лично. Если услышите такие слова — знайте, что вас пытаются обмануть, и разговор нужно прекратить.

Просят коды или пароли. Настоящий сотрудник банка или полиции никогда не попытается узнать данные карты или пароль от личного кабинета. По закону он не имеет на это права, иначе его уволят и привлекут к уголовной ответственности.

Преступники постоянно изобретают новые сценарии и могут представляться сотрудниками Госуслуг, мобильных операторов или вашими коллегами. Часто они используют в легенде реальные факты и имена ваших знакомых или родственников, чтобы вызвать доверие. Но сейчас такую информацию легко найти в соцсетях.

В интернете встречаются отзывы от людей, попавших в такую ловушку. Источник: uznews.uz

Как вести себя во время подозрительного звонка

Не бойтесь прервать разговор. В любой сомнительной ситуации сразу кладите трубку. Помните, что вы всегда можете перепроверить информацию: перезвонить родственнику, в банк, полицию или другое ведомство, сотрудником которого представились звонящие. 

Старайтесь сохранять спокойствие. Если мошенники слишком убедительны, вы колеблетесь и боитесь прекратить беседу, перестаньте слушать хотя бы на минуту. Отложите телефон в сторону или уберите от уха, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Это поможет немного успокоиться и вспомнить, что вы читали или слышали о телефонных мошенниках.

Задавайте вопросы. Любые уточняющие вопросы могут сбить мошенника с толку, и он будет отвечать путанно. Можно поинтересоваться, в каком подразделении работает звонящий, спросить номер телефона приёмной или отдела по работе с обращениями граждан и проверить его актуальность на сайте организации. 

Не сообщайте никакие данные. Главное правило — ни в коем случае не сообщайте по телефону личную информацию, номер карты и коды из СМС.

Что сделать, чтобы вернуть деньги

Если вы перевели деньги мошенникам, сразу обратитесь на горячую линию или в службу поддержки банка в чате приложения или на сайте. Банк может помочь в расследовании мошенничества, например, своевременно заблокировать счета и карты, отследить транзакции. 

Но чтобы вернуть деньги, потребуется вмешательство милиции. Обязательно напишите заявление в правоохранительные органы, даже если сумма, которую вы перевели, небольшая и вы не хотите тратить время на разбирательства. Это можно сделать лично в отделении милиции или в электронном виде на сайте МВД.

В заявлении подробно опишите произошедшее и приложите любые подтверждения мошеннических действий и операций: скриншоты переписки или поддельного сайта, банковские выписки, запись разговора — всю информацию, которую сможете собрать. Это поможет быстрее разобраться в ситуации и найти мошенников — только в этом случае есть шанс вернуть деньги.

Важно запомнить

Чтобы не стать жертвой мошенников, запомните основные правила и расскажите их родственникам: